- Соня, помолись перед сном. Не забудь, слышишь? - безразличный наказ мамы, оттирающей кровь с отцовской рубашки.
- Бог поможет, - тяжело выдыхает отец, вырезая из полуживого женского тела кисту.
Соня запрокидывает голову, смотрит на витражные розы, на серый мрамор тяжелых сводов. Сзади молятся, плачут, просят. Она тоже пытается; не может. Уже много лет - не может. В Валденской Католической ее некому узнать, она здесь - почти впервые. Почти, потому что были попытки и раньше. Маленькие, неуверенные полупопыточки, когда она сновала у лестницы, впитывала запахи сада и ладана, слушала рябой хор через приоткрытые ставни, но так ни разу и не заходила внутрь.
И Валденская Католическая ей, конечно, чужая. Не Исаакиевский, и даже не Лютеранская на Невском - скорее реплика настоящей церкви, последняя, отчаянная попытка зацепиться за начитанное в реальности писание. Ждать и верить в Христа там, где его очевидно нет - глупость. Так посмеиваются над верующими в Башне, и Раневская только смущенно улыбается - "глупость, верно", и ей совсем не хочется спорить.
- Ну как ты не понимаешь? Сколько мы на эту мразь свыше надеялись, и где мы теперь? На дне, Соня, - Андрей хмурится, затягивает папиросу. - Ты прости, конечно. Только нам в себя надо верить, не в попа и не в ангелов. Дурно. И нет их, ясное дело. Ангелов-то.
С макового поля Софья и не молится - стыдно, прав же был. Тогда, в Андреевой квартире, она до пены объясняла, чуть не скандалила: (мне) людям это нужно. Утешительная выдумка, опора, всевидящий, всепрощающий господь. Дурак! Сказка, в конце концов!
Сказка, как оказалось, есть, но ни одного апостола в ней до сих пор не нашли.
А ее, глупую, всё равно тянет к кресту, к спасительному, бессознательному "аминь". В нем что-то из детства, покойное и смирное. Нужное.
Она уходит лесами. Долго петляет, теряясь, прячется от наступающего октября в вороте шерстяного пальто, пугано ищет глазами - была же неподалеку, рядом, еще неделю назад... В Валдене, многим думается, крест остался один. А их - два. Второй, пыльный, требует поиска, ибо ищущий да обрящет.
За голыми деревьями видится покосившийся деревянный шпиль. Раневская идет вглубь, манимая им, с облегчением понимает - нашла. Она, церквушка, занесенная отсыревшей листвой, отсыревшая сама до слабых костей фундамента, спрятана здесь. Забыта, когда-то возлюбленная своим создателем. Искренняя. Единственная. Отчего-то - родная.
Соня обходит ее сзади, а из низкого окошка слышит хриплые отзвуки голоса. Пугается - откуда бы тут взяться человеку? Вслушивается, дробит каждое слово скорбной молитвы, все сломленные смешки. И радуется. Не чужому горю, но чему-то, что ей не удается объяснить словами.
И хорошо, и больно. По-христиански больно.
Она поднимается по сгнившим ступеням, останавливается у входа, боясь потревожить незнакомку. Молчит. Грузный, едва различимый в сумеречных тенях силуэт женщины, почти седой, склонился у алтаря; мученица, кающаяся грешница - Соне она кажется всем и сразу, всеобъемлющим символом, сошедшим с распятия.
Повисает тишина.
В таких случаях не скажешь "привет".
И Софья, как бы про себя, но чуть-чуть вслух, шепчет, силясь вспомнить:
- Отче наш, сущий... на небесах, да святится имя твоё...
Отредактировано Софья Раневская (2019-05-17 05:07:51)